Катализатор автомобиля играет важную роль, так как он снижает токсичность выбрасываемых выхлопных газов и предотвращает выброс вредных компонентов в атмосферу, которые могут негативно повлиять на здоровье людей. Некоторые непрофессиональные владельцы автомобилей считают, что эти компоненты могут нанести вред другим частям транспортного средства, включая двигатель. Чтобы понять, как катализатор влияет на производительность двигателя, нужно разобраться в устройстве этой детали.
Нейтрализатор предназначен для очистки выхлопных газов и не способен вызывать разрушения, а скорее способствует более эффективной работе всех компонентов автомобиля. Единственная ситуация, когда катализатор может повредить мотор, - это использование неисправного устройства или игнорирование рекомендаций по эксплуатации. В этом случае ожидается такое воздействие на автомобиль:
Если автомобиль использует устаревшую запчасть, это может причинить ущерб окружающей среде, поскольку она выбрасывает вредные оксиды углерода и азота, отравляющие вещества. Ответственный водитель должен своевременно обновлять катализатор.
Можно задуматься о замене автомобильного катализатора при возникновении определенных признаков:
Посетив пункт сдачи отработанных катализаторов для переработки, можно сэкономить на замене новой детали.
Существуют два основных типа катализаторов – металлические и керамические. Оба вида представляют собой устройства, содержащие множество сот маленьких отверстий, через которые проходят нагретые выхлопные газы.
При высоких температурах катализатор может разрушиться, и его мелкие частицы попадают в двигатель, где могут повредить зеркальное покрытие цилиндров, что, в свою очередь, приводит к увеличению расхода масла и ускоренному износу поршней и других деталей двигателя.
Основной компонент нейтрализатора - каталитический носитель, представленный металлическими или керамическими сотами, обладающими тонким слоем драгоценных металлов, таких как родий, палладий, платина или иридий, с высокой химической активностью. Выхлопные газы взаимодействуют с напылением сот, что приводит к их химической связи. Современные катализаторы обычно являются трехкомпонентными, то есть содержат три компонента, ответственных за последовательное очищение газов.
Перед катализатором в выхлопной системе есть еще один контрольный датчик. Катализатор представляет собой овальный бочонок, встроенный в выхлопную систему автомобиля. В начальных моделях нейтрализаторы устанавливались под передней частью автомобиля, примерно посередине между первым глушителем и выпускным коллектором. В современных автомобилях, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5, катализатор размещается максимально близко к головке блока цилиндров.
Этот подход усложняет размещение моторного отсека, однако увеличивает эффективность очистки выхлопных газов, поскольку для каталитической реакции необходима температура более 300 градусов. Этот уровень можно достичь вблизи двигателя, где катализатор быстрее прогревается и начинает функционировать. В отсутствие катализатора для полной конверсии CO и CH требуется температура свыше 700-800 градусов и подача избыточного количества кислорода. Без катализатора невозможно устранить NOx.
Производителей автомобилей обычно не устанавливают определенный регламент замены катализатора; как правило, считается, что катализатор будет работать весь срок эксплуатации автомобиля. Однако средний срок службы этих узлов составляет 100-150 тыс. км пробега. Керамические катализаторы выходят из строя значительно быстрее, чем металлические.
Можно выделить три группы неисправностей:
Чтобы проблемы с катализатором не возникли, требуется соблюдать несколько рекомендаций:
Необходимо помнить, что во время работы катализатор сильно нагревается, и чтобы избежать возгорания, следует избегать парковки на деревянных помостах, сухой траве и подобных местах.