Кислородный датчик, также известный как лямбда-зонд, необходим для определения концентрации кислорода в выхлопных газах от двигателя внутреннего сгорания. Встроенный анализатор в зонде отвечает за этот процесс, но если компонент засорен нагаром, он может передавать неправильные данные. Выявление проблем на ранней стадии позволяет восстановить их путем очистки, что возвращает датчику его нормальные функции и увеличивает его срок службы. Однако эффективность этой процедуры зависит от используемых средств и методов очистки и не всегда оправдывает затраты.
Лямбда-зонд предполагает ресурс примерно 100-150 тыс. км пробега. Однако из-за агрессивных присадок в топливо, использования бензина низкого качества и выгорания масла, а также других проблем, ресурс может сократиться до 40-80 тыс. км. Это может привести к появлению ошибок в ЭБУ, неправильной дозировке бензина, переобогащению или обеднению смеси, неравномерной работе мотора, потере тяги и появлению ошибки "Check engine" на панели управления.
О наличии проблем с кислородным датчиком можно судить по кодам ошибок от P0130 до P0141, а также P1102 и P1115. По расшифровке кодов можно определить возникшую неисправность. В зависимости от причины и предварительных данных, полученных при проверке компонента, можно решить, стоит ли проводить чистку или замену датчика.
Все перечисленные проблемы проявляются одинаковыми признаками из-за того, что неверные данные передаются в ЭБУ. Если при проведении диагностики не было обнаружено каких-либо механических неисправностей, а только простые загрязнения, то можно попробовать восстановить его. Однако перед очисткой датчика от нагара необходимо убедиться в исправности его проводки, а также в нормальной работе системы зажигания.
Перед началом очистки лямбда-зонда от нагара нужно определить его вид. Существует два вида:
Кроме того, датчики различаются по внешнему виду:
Для очистки датчика от загрязнений используется активный химический состав, такой как органические соединения или кислоты. Циркониевые лямбда-датчики можно чистить концентрированными растворителями и кислотами, тогда как титановым требуется более щадящее воздействие. Для удаления нагара потребуется разбавить органический растворитель или кислоту.
Необходимо применять вещества, которые обладают химической активностью и агрессивны по отношению к нагару, но при этом нейтральны к датчику. Существуют три варианта:
Для безопасной очистки лямбда-зонда необходимо надеть нитриловые перчатки и защитные очки. Респиратор также необходим для защиты органов дыхания от вредных испарений. Кроме того, потребуется следующее оборудование: стеклянные сосуды объемом от 100 до 500 мл, фен с температурой выше 60 градусов, а также кисточка. Сначала датчик необходимо прогреть феном до температуры около 100 градусов. Использование димексида является наиболее мягким методом очистки, поскольку он не реагирует с оксидами циркония и титана, что делает его подходящим для обоих типов датчиков. Однако он хорошо смывает вещества, содержащиеся в нагаре.
Для использования Димексида необходимо нагреть его до температуры выше 20 градусов и периодически нагревать в процессе. Рабочая часть лямбды погружается в сосуд с препаратом и требует выдержки элемента, при этом периодически помешивая. При очистке важно подогревать жидкость, чтобы избежать кристаллизации Димексида, что обычно занимает от 30 до 60 минут. В случае неудовлетворительных результатов после очистки, можно воспользоваться другим веществом. Перед использованием другого вещества необходимо промыть датчик, чтобы избежать нежелательной химической реакции.