Лямбда-зонд, также известный как "Датчик кислорода," является устройством, предназначенным для контроля концентрации кислорода в отработанных газах, а следовательно, для регулирования оптимального соотношения топлива и воздуха. Идеальное соотношение составляет 14,7 частей кислорода к 1 части бензина. Если это соотношение несоответствует стандартам, это может отразиться на расходе топлива и производительности двигателя.
Имеются признаки, указывающие на неисправность лямбда-зонда:
Чтобы предотвратить серьезные проблемы и избежать дорогостоящего ремонта автомобиля, рекомендуется регулярно проверять состояние лямбда-зонда. Эту проверку можно выполнить самостоятельно.
Произведите вывинчивание датчика из катализатора и осмотрите его внешний вид, чтобы проверить на наличие следующих дефектов: обрыв, оплавление, замыкание контактов.
Если внешне датчик выглядит в нормальном состоянии, переходите к следующему этапу проверки на наличие отложений на внутренней части датчика, которая находится внутри катализатора. Отложения сажи свидетельствуют о следующих проблемах:
Если внешний осмотр не выявил признаков неисправности, можно перейти к следующему этапу проверки. Завинтите датчик на место.
Перед проведением проверки убедитесь, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
На разъеме колодки кислородного датчика присутствуют 4 контакта:
Проверка питания подогрева датчика:
— Подсоедините положительный щуп вольтметра к разъему № 1 (сигнал +) и отрицательный щуп к разъему № 2 (масса). — Измерьте напряжение между этими контактами с помощью вольтметра или тестера. На холодном двигателе напряжение должно составлять 0,1-0,2 Вольта. На горячем двигателе это значение может колебаться в пределах 0,1-0,9 Вольта.
— Запустите двигатель автомобиля и наблюдайте за изменением сигнального напряжения датчика. В начале, когда двигатель холодный, датчик будет выдавать сигнал с постоянной амплитудой в диапазоне 0,1–0,2 Вольта, что соответствует режиму разомкнутого контура.
— По мере прогрева двигателя до рабочей температуры (70-80 градусов Цельсия), напряжение на датчике должно начать колебаться в пределах 0,1–0,9 Вольта до 10 раз в секунду, что соответствует режиму замкнутого контура.
Если вы не наблюдаете колебаний в показаниях (датчик не переключается в режим замкнутого контура), или если переключение происходит с большой задержкой (например, когда двигатель уже прогрелся, но показания остаются в пределах 0,1–0,2 Вольта), то это может свидетельствовать о неисправности датчика.
Проверка нагревателя кислородного датчика:
— Отсоедините разъем колодки датчика от разъема общего провода. — Подсоедините омметр или тестер в режиме измерения сопротивления к разъемам нагревателя, а именно к разъему №3 и разъему №4.
Если измеренное сопротивление между этими разъемами составляет от 10 до 40 Ом, то это свидетельствует о том, что накальная спираль нагревателя датчика работоспособна.