Как проверить катализатор на забитость?

Автомобильный катализатор теоретически рассчитан на пробег 100-150 тыс. км, после чего обычно он выходит из строя. Это происходит из-за истончения слоя драгметалла и потери способности нейтрализации, заложенной в нем. Иногда ремонт или замена катализатора могут понадобиться намного раньше ожидаемого срока из-за нескольких причин:

  1. Использование низкокачественного топлива с высоким содержанием свинца может быстро обесцветить катализатор.
  2. Повышенный расход моторного масла из-за неисправности двигателя и его систем приводит к сгоранию лишнего масла в цилиндрах и его попаданию в выхлопную систему, что вызывает разрушение катализатора.
  3. Пропуск зажигания и неполное сгорание топлива в цилиндре приводят к загрязнению выхлопной системы и выходу из строя катализатора.
  4. Механические повреждения также могут привести к выходу катализатора из строя.

Блокированный катализатор способен нанести серьезный ущерб двигателю. В случае физического разрушения компонента его частицы могут попасть в цилиндры мотора, вызывая серьезные поломки. 4 из 5 случаев езды на автомобиле с заблокированным нейтрализатором приводят к необходимости полной замены двигателя внутреннего сгорания.

Особенности

Каталитический нейтрализатор представляет собой часть выхлопной системы, на которой заметно наличие утолщения. Его корпус содержит специальный каталитический компонент, покрытый тончайшим слоем металлов платиновой группы. Компонент имеет цилиндрическую форму, внутренняя структура которого напоминает соты. Большое количество сот обеспечивает увеличение площади контакта газовых выбросов с покрытием, способствуя проведению окислительной реакции.

Из-за небольшого размера сот возникает риск засорения их низкосортными осаждениями масла или топлива, что приводит к сужению прохода для выхлопа. Это, в свою очередь, увеличивает расход топлива и затрудняет движение автомобиля. Иногда соты могут плавиться, что также неблагоприятно сказывается на работе устройства.

Симптомы забитого катализатора

Для предотвращения поломки необходимо проводить регулярную диагностику автомобиля. Существуют также конкретные признаки, по которым можно определить, что начался процесс износа:

  • Затруднения при запуске двигателя, его частые «зависания» сразу после старта;
  • Появление индикатора Check Engine на приборной панели;
  • Трудности с выхлопными газами;
  • Уменьшение мощности и динамичности автомобиля, слабая реакция на нажатие педали газа, а также увеличение расхода топлива и моторного масла;
  • Появление едкого запаха при холодном пуске, что может свидетельствовать о разрушении катализатора;
  • Неприятные металлические звуки во время разгона или перегазовки.

Способы проверки катализатора

Самостоятельно можно обнаружить неисправность путем визуального осмотра, освещая внутренние детали с помощью яркого фонаря. Оптимальный вариант заключается в снятии катализатора для его тщательного осмотра при ярком свете. Однако не всегда удается снять эту деталь.

От неисправности можно заподозрить по запаху сероводорода, исходящему из глушителя. В автомастерских для диагностики применяют два метода: проверку при помощи газоанализатора, который подключается к выхлопной системе для химического анализа выхлопных газов, и тестирование на противодавление с использованием манометра. При наличии необходимого оборудования можно провести самостоятельную проверку.

Что делать если катализатор вышел из строя

Если имеются признаки неисправности катализатора, то эксплуатация такого автомобиля может привести к негативным последствиям. Рекомендуется решить проблему заблаговременно, чтобы избежать дальнейших неудобств. Вариантов устранения проблемы существует несколько:

  • Произвести чистку или промывку катализатора. Это помогает в случае легкой засоренности. Однако, если катализатор разрушен, оплавлен, или засорен полностью, то этот метод не поможет.
  • Заменить катализатор на новый. Оригинальные компоненты дорогие, а универсальные трудно подобрать под конфигурацию системы автомобиля.
  • Установить пламегаситель. Это потребует перепрошивки или установки устройства обмана.

Если попытка очистки не привела к результату, то единственным выходом будет снять катализатор и установить новый.

Проверка на антидавление самостоятельно

Вы можете самостоятельно проверить катализатор, не обращаясь к услугам автосервиса. Вам понадобится манометр высокой точности, способный измерять давление до 1 кг/см2, длинная резиновая трубка и штуцер. Подготовив все необходимые материалы, можно начинать процедуру проверки:

  • Поместите автомобиль на смотровую яму и убедитесь, что он неподвижен.
  • Механик должен под автомобилем выкрутить лямбда-зонд, расположенный перед катализатором.
  • На его место устанавливается соответствующий по размеру штуцер.
  • На штуцер надевается резиновая трубка, которая закрепляется хомутом.
  • К другому концу трубки прикрепляется второй штуцер, также закрепляется хомутом.
  • Помощник запускает двигатель и устанавливает холостые обороты.
  • Затем обороты увеличиваются до 3000 и удерживаются 5-7 секунд, после чего повышаются до 5000 и снова удерживаются.
  • С помощью манометра выполняются замеры давления на входе в катализатор в каждом режиме работы двигателя.

Если в катализаторе нет преград и он не разжижен, то манометр не должен показывать давление выше 0,35 кг/см3, даже при 5000 оборотов. Для стандартных автомобилей считается нормальным уровень до 0,5 кг/см3.

Этот метод можно применить без помощника, просто проложите трубку с манометром в салон. Для более точных результатов рекомендуется проводить замеры во время движения. Автомобиль выезжает на дорогу, и двигатель проверяется в различных режимах, а с манометра снимаются соответствующие показания.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен