Автомобильный катализатор теоретически рассчитан на пробег 100-150 тыс. км, после чего обычно он выходит из строя. Это происходит из-за истончения слоя драгметалла и потери способности нейтрализации, заложенной в нем. Иногда ремонт или замена катализатора могут понадобиться намного раньше ожидаемого срока из-за нескольких причин:
Блокированный катализатор способен нанести серьезный ущерб двигателю. В случае физического разрушения компонента его частицы могут попасть в цилиндры мотора, вызывая серьезные поломки. 4 из 5 случаев езды на автомобиле с заблокированным нейтрализатором приводят к необходимости полной замены двигателя внутреннего сгорания.
Каталитический нейтрализатор представляет собой часть выхлопной системы, на которой заметно наличие утолщения. Его корпус содержит специальный каталитический компонент, покрытый тончайшим слоем металлов платиновой группы. Компонент имеет цилиндрическую форму, внутренняя структура которого напоминает соты. Большое количество сот обеспечивает увеличение площади контакта газовых выбросов с покрытием, способствуя проведению окислительной реакции.
Из-за небольшого размера сот возникает риск засорения их низкосортными осаждениями масла или топлива, что приводит к сужению прохода для выхлопа. Это, в свою очередь, увеличивает расход топлива и затрудняет движение автомобиля. Иногда соты могут плавиться, что также неблагоприятно сказывается на работе устройства.
Для предотвращения поломки необходимо проводить регулярную диагностику автомобиля. Существуют также конкретные признаки, по которым можно определить, что начался процесс износа:
Самостоятельно можно обнаружить неисправность путем визуального осмотра, освещая внутренние детали с помощью яркого фонаря. Оптимальный вариант заключается в снятии катализатора для его тщательного осмотра при ярком свете. Однако не всегда удается снять эту деталь.
От неисправности можно заподозрить по запаху сероводорода, исходящему из глушителя. В автомастерских для диагностики применяют два метода: проверку при помощи газоанализатора, который подключается к выхлопной системе для химического анализа выхлопных газов, и тестирование на противодавление с использованием манометра. При наличии необходимого оборудования можно провести самостоятельную проверку.
Если имеются признаки неисправности катализатора, то эксплуатация такого автомобиля может привести к негативным последствиям. Рекомендуется решить проблему заблаговременно, чтобы избежать дальнейших неудобств. Вариантов устранения проблемы существует несколько:
Если попытка очистки не привела к результату, то единственным выходом будет снять катализатор и установить новый.
Вы можете самостоятельно проверить катализатор, не обращаясь к услугам автосервиса. Вам понадобится манометр высокой точности, способный измерять давление до 1 кг/см2, длинная резиновая трубка и штуцер. Подготовив все необходимые материалы, можно начинать процедуру проверки:
Если в катализаторе нет преград и он не разжижен, то манометр не должен показывать давление выше 0,35 кг/см3, даже при 5000 оборотов. Для стандартных автомобилей считается нормальным уровень до 0,5 кг/см3.
Этот метод можно применить без помощника, просто проложите трубку с манометром в салон. Для более точных результатов рекомендуется проводить замеры во время движения. Автомобиль выезжает на дорогу, и двигатель проверяется в различных режимах, а с манометра снимаются соответствующие показания.