Как проверить наличие катализатора

Автомобильный катализатор является ключевой составной частью системы выхлопа, выполняющей двойную функцию: очищение отработанных газов перед их выбросом в окружающую среду и снижение дополнительного сопротивления для выхлопных газов. Расположенный на дне автомобиля между глушителем и выпускным коллектором, катализатор устанавливается как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, что делает его обязательным компонентом для всех автомобилей с внутренним сгоранием. Водители обязаны следить за состоянием катализатора, так как его работа существенно влияет на мощность двигателя. Загрязненный или поврежденный катализатор может привести к увеличенному расходу топлива и потере динамичности автомобиля. При появлении первых признаков неисправности, рекомендуется провести проверку катализатора, которую можно выполнить самостоятельно или доверить профессионалам в автосервисе.

Признаки неисправности катализатора

Определить наличие неисправности в системе выпуска, связанной с катализатором, даже у водителя с небольшим опытом, не составит труда. Признаки проблем с катализатором обычно проявляются в манере «поведения» машины и ее мотора:

  • Затрудненный разгон: Машина может медленно набирать скорость, особенно на низких передачах. Эта проблема ощущается в начале разгона и может быть менее заметной на более высоких передачах. На трассе это проявляется, например, в том, что автомобиль медленно разгоняется при переключении на высокие скорости.
  • Лампочка Check Engine: В случае серьезной неисправности или сильного загрязнения катализатора, электронные блоки управления двигателем могут включить лампочку Check Engine. Это сигнал о необходимости проверки двигателя и указывает на наличие проблемы. В бортовом компьютере может появиться код ошибки P0420, свидетельствующий о проблеме с эффективностью мотора.
  • Повышенный расход топлива: Загрязненный катализатор может привести к увеличению расхода топлива. Это особенно заметно, если параллельно есть проблемы с медленным набором скорости.
  • Проблемы с запуском мотора: Если катализатор сильно поврежден или забит, двигатель может не заводиться вовсе, или же он может запускаться, но через несколько секунд работы останавливаться.

Причины выхода из строя катализатора

Как было упомянуто выше, проблемы с катализатором обычно связаны с его забитостью грязью или деформацией. Существует несколько распространенных причин, которые чаще всего приводят к выходу из строя катализатора:

  • Использование низкокачественного топлива: Если топливо низкого качества не полностью сгорает в двигателе, остатки топливо-воздушной смеси могут догорать в коллекторе или катализаторе. Это может привести к оплавлению элементов выхлопной системы, что, в свою очередь, может вызвать засорение катализатора, препятствуя нормальному протеканию воздуха.
  • Плохой катализатор: Использование неоригинального катализатора с маленькими диаметрами ячеек (или "сот") может ускорить засорение продуктами сгорания. Это особенно вероятно, когда катализатор предназначен для автомобилей, работающих на американском рынке, где качество топлива обычно выше и количество остаточных продуктов сгорания меньше.
  • Проблемы с работой двигателя: Проблемы с двигателем могут привести к увеличению количества продуктов сгорания, выбрасываемых в выхлопную систему. Забитый катализатор часто служит индикатором наличия неисправностей в моторе.
  • Езда по плохим дорогам: Регулярная неосторожная езда по плохим дорогам может привести к механическим повреждениям катализатора. Удар по катализатору, возникший после попадания на бордюр или «лежачего полицейского», может вызвать разрушение ячеек катализатора или их деформацию. Эти проблемы могут стать причиной дорогостоящих ремонтов и рекомендуется как можно быстрее пройти диагностику и устранить проблему.

Способы проверки катализатора

Самостоятельная диагностика неисправности катализатора требует знаний и определенного оборудования. В большинстве случаев, можно воспользоваться услугами автомастерских, которые проводят платную проверку катализатора. Существует несколько методов, которые позволяют проверить состояние катализатора:

Метод 1: Визуальный осмотр Визуальный осмотр может помочь выявить явные проблемы с катализатором. Если корпус катализатора деформирован, это может указывать на повреждение внутренних ячеек. Однако для более детальной проверки внутренних засоров и загрязнения катализатора, его нужно снять с автомобиля. Это может потребовать доступа к нижней части автомобиля, какой обычно предоставляют ямы или подъемники. Процедура снятия катализатора различается в зависимости от модели автомобиля, и инструкции по снятию можно найти в технической документации конкретного автомобиля. Определенные катализаторы могут быть жестко закреплены, и для их снятия может понадобиться инструмент, такой как "болгарка". После снятия катализатора, его можно осмотреть на предмет наличия засоров. Забитый катализатор можно попытаться прочистить или заменить новым. Следует помнить, что на некоторых автомобилях невозможно осмотреть внутренние части катализатора из-за его конструкции."

(Примечание: Пожалуйста, обратите внимание, что снятие и замена катализатора - сложные процедуры, и для них рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы избежать дополнительных повреждений и обеспечить правильную работу выхлопной системы.)

Метод 2: Проверка на противодавление Один из наиболее распространенных методов проверки катализатора, который не требует его снятия. Этот метод основан на измерении давления в системе выпуска, которое затем сравнивается с определенными стандартами. Чтобы выполнить диагностику автомобиля этим способом, вам потребуется манометр и импровизированный адаптер для подключения манометра. Лучше поднять автомобиль с использованием подъемника или разместить его на яме. Далее выполните следующие шаги:

  • Снимите первый лямбда-зонд (датчик кислорода) и на его место установите манометр. Для этого вам потребуется резиновый шланг в качестве адаптера. Обеспечьте герметичное соединение манометра.
  • Заведите двигатель и поднимите обороты до 2500-3000 оборотов в минуту, поддерживая их на протяжении 10-15 секунд.
  • Зафиксируйте показания манометра в течение этого времени.
  • После завершения теста сравните полученные значения с эталонными данными:
    • 0,3 кгс/см2 – нормальное состояние катализатора.
    • 0,35 кгс/см2 – для недоработанных двигателей значение может быть немного повышенным, но для доработанных моторов это нормальное значение.
    • 0,5 кгс/см2 и выше – явные признаки проблем с катализатором.

Вышеприведенные значения являются средними и могут служить ориентиром. Для более точной диагностики лучше узнать спецификации для конкретной модели автомобиля. 

Метод 3: Диагностика с использованием мотор-тестера Метод, который включает в себя специальное оборудование, называемое мотор-тестером. Этот комплект инструментов предоставляет возможность определить состояние различных параметров автомобиля, основываясь на осциллограммах. При использовании этого метода диагностическое устройство устанавливается вместо свечи зажигания, после чего двигатель запускается, и производится запись осциллограмм. Специалисты могут анализировать эти осциллограммы и сделать выводы о состоянии катализатора автомобиля.

Своевременное обнаружение и решение проблем с катализатором помогает избежать дорогостоящего ремонта двигателя и снижает расход топлива.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен