Как выбрать катализатор

Катализатор в автомобиле является одним из важных компонентов, который играет ключевую роль в системе выхлопных газов. Главная задача катализатора заключается в уменьшении уровня выбросов вредных веществ, таких как углеродные остатки и оксиды азота, которые образуются при работе автомобиля. Рабочий процесс катализатора основан на каталитическом преобразовании, которое превращает вредные вещества в безвредные газы и пары.

Интеграция катализатора в автомобиль является важным шагом в развитии экологически безопасных технологий и защите окружающей среды. В данном тексте мы рассмотрим основной принцип работы катализатора и способы выбора подходящего конвертера-катализатора для вашего автомобиля.

Как выглядит полная система

Цель катализатора проста и понятна - уменьшение количества вредных веществ, выбрасываемых в выхлопные газы. Кроме того, он способствует улучшению динамики работы двигателя и снижению расхода топлива, благодаря более полному сгоранию топлива. Однако не все модели катализаторов могут достичь этой цели. Существует несколько решений, о которых мы поговорим. Для начала разберемся, что катализаторы делятся на три вида:

  • Химические;
  • Сотовые металлические и керамические;
  • Магнитострикционные.

Катализаторы тесно взаимодействуют с кислородными датчиками. Датчики отслеживают работу катализатора и регулируют его функцию в соответствии с полученными показателями. Обычно устанавливают два кислородных датчика: один располагается сразу после катализатора, а другой до него. Керамические катализаторы зачастую интегрируются в трубу между глушителем и двигателем, и всегда покрываются специальным экраном. Удаление экрана может привести к перегреву устройства. У других видов катализаторов может быть свое расположение и особенности.

О том какие бывают катализаторы

Одни из наиболее распространенных средств для каталитической очистки выхлопных газов являются сотовые катализаторы, которые могут быть изготовлены из металла или керамики. Внутри каждого катализатора находится множество маленьких отверстий, заполненных специальным платиновым или иридиевым составом. В процессе работы автомобиля этот состав взаимодействует с опасными элементами выхлопных газов и превращает их в безвредные соединения. Вместе с тем, сотовые катализаторы также сталкиваются с некоторыми проблемами и недостатками, которые требуют внимания и решения. Во время процесса реакции, катализатор нагревается и выводит в атмосферу лишь безвредные соединения, как, например, CO2, N2, O2 и водяной пар.

  • Если система зажигания неисправна, то в ней может накапливаться небольшое количество бензина. Когда попытаться снова запустить двигатель, этот бензин может воспламениться, вызвав детонацию. Это может привести к тому, что соты катализатора могут плавиться, деформироваться или даже разрушаться.
  • Сильные механические воздействия неприемлемы для сот, так как они могут стать причиной их деформации, трещин и перемещения внутри корпуса. В этом случае возможна катастрофическая ситуация, когда керамическая пыль может распыляться по всей выхлопной системе, нанося повреждения смежным узлам.

Катализатор дожигания, не функционирующий должным образом, может снизить производительность и увеличить расход топлива. В некоторых случаях, катализаторы, которые не поддаются ремонту, просто удаляются или пробиваются, однако мы рассмотрим эту опцию позднее.

Химические

Множество иномарок установили на свои автомобили химические катализаторы, которые часто называют присадками. Эти катализаторы предназначены для значительного улучшения свойств масел и топлива, а также для увеличения стойкости многих узлов автомобиля. Анамегаторы топлива необходимы для улучшения процесса сгорания топлива и могут улучшать полноту сгорания, снижать токсичность и уменьшать количество детонаций.

Однако главным недостатком химического катализатора является его ограниченный ресурс, что может привести к необходимости частой и довольно дорогостоящей замены. Кроме того, чрезмерно высокая концентрация анамегаторов может вызывать коррозию металлических частей. В результате может увеличиться расход топлива, потребоваться ремонт или полная замена нескольких узлов автомобиля. Лучшими анамегаторами являются Т-4 и Т-6.

Магнитострикционные

Начиная с 70-х годов 20 века были созданы магнитострикционные катализаторы, однако они не получили широкого распространения. Основной принцип действия таких катализаторов заключается не в изменении химического состава топлива, а в изменении его физических свойств.

Благодаря правильной ориентации молекул топлива, катализатор способствует присоединению к нему максимального количества кислорода, что увеличивает полноту сгорания и эффективность процесса.

Магнитострикционные катализаторы производятся ограниченным количеством фирм и поставляются в большинство стран Европы.

Установка такого катализатора требует корректировки зажигания карбюраторного двигателя, лямбда-зоны инжекторного или винтов холостых оборотов дизельного.

Магнитострикционный катализатор устанавливается прямо перед инжектором или карбюратором и может требоваться по одному устройству для каждой форсунки в дизельных двигателях объемом цилиндров более 1800 см3.

Для большинства автолюбителей, которые сталкивались лишь с керамическими катализаторами, следует отметить, что магнитострикционные катализаторы - это совсем другой тип катализаторов.

Причины выхода из строя катализаторов

В большинстве случаев катализатор устройства становится негодным вместе с каталитическим слоем. Однако, нельзя сказать, что устройство поломано. Скорее можно сказать, что площадь контакта между выхлопами и активным слоем катализатора стала критически малой, из-за чего процент вредных газов увеличивается. В итоге, катализатор перестает эффективно работать, и на приборной панели загорается «CHECK» с ошибкой, которая означает «Неэффективная работа катализатора». Следить за состоянием выхлопной смеси помогает лямбда-зонд, установленный сразу за катализатором.

Ресурс устройства обычно оценивается в 100 000 километров. Если система зажигания или система контроля воздуха и топлива не работает должным образом, то ресурс устройства может израсходоваться быстрее. Проблема также может усугубиться из-за выхлопных газов, которые могут содержать большое количество грязи и мусора, что может вызвать засорение катализатора и снизить эффективность его работы.

Качество топлива оказывает значительное влияние на работу катализатора. Если в составе бензина присутствует избыток тетраэтилсвинца, который используется для искусственного повышения октанового числа, то он может отложиться на каталитическом слое тонкой пленкой. В этом случае можно ожидать быстрого возникновения ошибки "CHECK", требующей проверки системы.

На что обратить внимание при выборе катализатора

При выборе каталитического нейтрализатора необходимо учитывать объем и мощность мотора, а также тип носителя и соответствие требованиям автоконцерна. Металлические носители являются наиболее популярным типом. При выборе аналога или универсального катализатора также следует учитывать бренд производителя.

Рекомендуется определять выбор катализатора для автомобиля на основе VIN-кода. В заводскую комплектацию многих современных моделей транспорта входит соответствующее устройство, которое наилучшим образом будет работать с конкретной машиной. Однако оригинальные катализаторы могут быть дорогостоящими. В таком случае можно рассмотреть варианты аналогов. Универсальные катализаторы являются более доступными по цене, но могут иметь несколько недостатков, таких как более низкий ресурс (обычно примерно 60-80 тысяч километров), а также возможные проблемы с качеством очистки выхлопа. Некоторые из лучших производителей универсальных катализаторов включают в себя Ferroz (Польша), MG-Race (Россия), Fox и Eberspacher (Германия).

Следующие компании производят катализаторы, которые имеют более короткий срок службы: Basf (Германия), Johnson Mattey (Великобритания), Bosal (Бельгия). Возможно, вы найдете дешевые аналоги, но мы не рекомендуем их использовать, так как они быстро выходят из строя и не всегда имеют оптимальное внутреннее устройство, что сказывается на звуке.

Итог

Каталитический преобразователь для автомобилей - это изобретение, которое было создано в Европе. Он помогает уменьшить негативное воздействие на экологию со стороны транспорта. Сегодня почти все автомобили оснащены каталитическими преобразователями, учитывая растущую важность соблюдения экологических норм. Однако, многие водители порой пытаются сэкономить и избавляются от каталитического преобразователя. В то же время, покупая качественную замену для старого каталитического преобразователя, можно внести существенный вклад в защиту окружающей среды. Это очень важно, поскольку загрязнение воздуха, кислотные дожди и другие проблемы, связанные с жизнью в городах, порой вызывают много недугов. В текущей ситуации, установка хорошего каталитического преобразователя и следить за его исправностью является одним из простых, но эффективных способов борьбы с такими проблемами.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен