Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Автомобили давно перестали быть роскошью и стали обычными средствами передвижения. Однако они периодически нуждаются в ремонте и замене деталей, что может быть довольно дорогостоящим. Можно снизить затраты на ремонт, если сдать некоторые детали на переработку в специальные пункты приема. Это касается не всех сломанных запчастей, а только некоторых, таких как автомобильные катализаторы, которые содержат драгоценные металлы. Давайте рассмотрим, какие именно драгоценные металлы содержатся в катализаторах и можно ли заработать, сдавая их на переработку.

Катализатор: что это?

Катализатор – это элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для нейтрализации вредных компонентов выхлопных газов перед их выбросом в атмосферу. Он состоит из металлического корпуса, внутри которого находится структура, напоминающая пчелиные соты, что увеличивает площадь соприкосновения с газами. Сотовая структура может быть изготовлена из металла или керамики и покрыта тончайшим слоем драгоценных металлов, выполняющих каталитическую функцию.

Металлы в нейтрализаторе: какие и сколько?

Катализаторы старых автомобилей могут содержать напыление из таких металлов, как серебро, его сплавы, золото и платиновые металлы. В одном катализаторе может быть до 36 граммов драгоценных металлов. Современные автомобили оснащены нейтрализаторами, содержащими металлы платиновой группы, такие как родий, палладий и платина. Некоторые немецкие и английские автомобили могут также содержать иридий.

Катализатор обычно служит до 200 тысяч километров пробега, что является нормой для большинства моделей. После его замены не стоит спешить выбрасывать деталь на свалку. Унция платины (31,1 грамма) стоит около 800 долларов, а родия – до 12 000 долларов. Эти драгоценные металлы стоят вдвое дороже золота, что делает их ценными не только для индивидуальных искателей, но и для промышленных компаний, занимающихся переработкой вторичного сырья.

Драгоценные металлы в катализаторах находятся в виде сплавов, соотношение которых зависит от марки автомобиля, типа двигателя и страны, для которой предназначена деталь. В катализаторах дизельных двигателей больше платины, а в бензиновых – палладия и родия. В среднем автомобильный катализатор весит 1,2 кг и содержит около 0,15 г родия, до 1,5 г платины и до 1,4 г палладия на килограмм веса. В автомобилях с большими объемами двигателей устанавливаются более дорогие катализаторы.

Все зависит от требований

Требования к очистке выхлопных газов значительно различаются в зависимости от страны. Чем строже эти требования, тем выше содержание драгоценных металлов в каталитических нейтрализаторах. В последние десятилетия лидером в этой области стала Япония, за которой следуют страны Европейского Союза. В американских автомобилях содержится примерно вдвое меньше драгоценных металлов, а в африканских – еще меньше. Китайские ученые, благодаря новым нанотехнологиям, смогли уменьшить содержание платиноидов в катализаторах, сохранив их эффективность.

Можно ли извлечь даргметаллы из катализатора?

Из катализатора можно извлечь ценные металлы. Сначала его внутреннее содержимое измельчается, а затем из него выделяются вещества с помощью реакции выщелачивания с окислительными смесями. Палладий дополнительно подвергается электродуговому нагреванию и гальванике. Эти трудоемкие процессы требуют применения реактивов и специализированного нагревательного оборудования, что сопровождается значительными финансовыми затратами, и не могут быть реализованы в домашних условиях.

Выход металла невелик. В среднем можно получить всего 0,1 грамма с примесями, например, окисью алюминия, что значительно снижает стоимость продукта. В лучшем случае за него можно выручить 200 рублей. Соотношение затрат и прибыли делает такое извлечение невыгодным для домашних условий, что объясняет, почему мало кто этим занимается самостоятельно.

Рентабельно перерабатывать десятки и сотни автомобильных катализаторов одновременно. Этим занимаются промышленные компании на крупномасштабной основе. Проще всего сдать ненужные компоненты им на переработку и получить денежное вознаграждение, не прикладывая значительных усилий. Компании обычно выплачивают около 70-80% от стоимости извлеченного металла.

Конечно, сильно разбогатеть, сдав один катализатор, не получится, но можно получить приятный бонус за ненужную запчасть и снизить свои расходы на покупку новой. Эта возможность стоит внимания и использования.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен