Каталитический конвертер, также известный как катализатор, представляет собой специальный компонент выхлопной системы автомобиля. Он представляет собой металлический корпус, содержащий внутри себя керамическую или металлическую сотовую структуру, покрытую слоем драгоценных металлов.
Неисправность данного компонента автомобиля можно определить по уменьшению мощности двигателя, а также ограничению динамических возможностей и появлению сигнала Check Engine на панели приборов. Возможные поломки включают в себя засорение или перегрев сот, обрыв или перегрев проводов датчиков, отвечающих за контроль уровня кислорода. Катализаторы обычно не подлежат ремонту, поэтому чаще всего их приходится удалять из системы выпуска, чтобы установить новые блоки или специализированные аналоги. Второй вариант предпочтителен для многих владельцев автомобилей, так как замена катализатора может быть довольно дорогостоящей. После удаления катализатора обычно появляется ошибка. Современные системы управления работой двигателя обычно имеют несколько датчиков, отвечающих за контроль состава топливной смеси. Датчики кислорода обычно взаимодействуют с катализатором и устанавливаются перед и после него для передачи сигналов на ЭБУ двигателя. При удалении катализатора уровень ядовитых компонентов в выхлопных газах может стать слишком высоким, что приведет к появлению сигнала об ошибке от датчика, указывающего на превышение содержания CO в выхлопных газах. ЭБУ обычно реагирует на этот сигнал, активируя индикатор Check Engine на приборной панели.
В сервисах высокого уровня было сделано открытие – возможность обмануть систему управления двигателем, заменив прошивку и убрав второй кислородный датчик из цепи. Это заставляет электронику думать, что в системе выхлопных газов нет второго датчика, поэтому она не будет учитывать его показания, и двигатель будет работать как обычно. Однако при таком обмане, если удалить катализатор, расход топливной смеси будет таким же, как при его использовании, но увеличится выброс вредных веществ в атмосферу.
При удалении катализатора из системы выхлопных газов на бензиновом двигателе, продукты сгорания топлива будут воздействовать на компоненты системы выхлопных газов, вызывая их поломку. Чтобы продлить срок службы системы выхлопных газов, необходимо установить пламегаситель вместо катализатора.
Если просто удалить катализатор и не установить пламегаситель, система управления двигателем покажет ошибку "недостаточная эффективность катализатора". Чтобы избежать этой проблемы, можно установить устройство для обмана системы управления или перепрошить ЭБУ на работу в соответствии со стандартом Евро2. Более новые автомобили используют сложные методы проверки и контроля работы системы, поэтому использование устройства для обмана не дает результатов. Вместо этого, снижается производительность катализатора, что приводит к замене топливной смеси для снижения износа катализатора.
Перепрошивка ЭБУ может улучшить динамические характеристики двигателя.
Отключение сажевого фильтра на дизельном двигателе обязательно включает в себя программное отключение его использования в ЭБУ и внесение соответствующих изменений в прошивку. Это дает возможность улучшить динамические характеристики транспортного средства. Чаще всего такую работу проводят специалисты на СТО, обладающие необходимыми знаниями, опытом и квалификацией, а также имеющие доступ к современному оборудованию и прошивкам от мировых производителей различных брендов автомобилей с определенными улучшениями, позволяющими удалить сажевый фильтр практически на любом двигателе. Вопрос об удалении данного компонента из автомобиля остается на усмотрение каждого автовладельца.
Обман системы контроля содержания кислорода – это способ обеспечить вывод электронной блокировки управления (ЭБУ) сигналов, которые по своему характеру считаются нормальными. Это необходимо для того, чтобы компьютер мог думать, что катализатор находится в рабочем состоянии и выполняет свои функции. Существуют электронные и механические методы обмана.
Механический метод обмана заключается в использовании втулки, которая устанавливается вместо оригинального лямбда-зонда, а сам датчик устанавливается в эту втулку. Для этого в разъем родного сенсора впаиваются конденсатор и резистор. Также между разъемом и лямбда-зондом устанавливается автономный блок с микроконтроллером.
Этот тип бывает двух видов, различающихся между собой по конструкции и принципу действия:
Можно изготовить устройство для изменения показаний автомобильных датчиков, используя конденсатор и резистор. Резистор нужно впаять в цепь сигнальных проводов, а конденсатор - в разрыв между "землей" и сигнальным контактом. Для каждого автомобиля требуются индивидуальные параметры компонентов. Эти данные можно найти на специализированных форумах, посвященных конкретным моделям машин.
Также возможно установить эмулятор для лямбда-зонда, который представляет собой микропроцессорную плату. Они обычно продаются готовыми к использованию. Эти устройства выглядят аккуратно и не требуют спаянных соединений, только разъемные колодки. Купить нужно электронную обманку, совместимую с версией прошивки центрального компьютера автомобиля.
В выборе обманки водитель руководствуется собственными предпочтениями и особенностями своего авто.