Код неисправности P0420 — одна из самых распространенных и часто ошибочно диагностируемых проблем в автомобилях. Ее появление сигнализирует о том, что блок управления двигателем (ЭБУ) detected низкую эффективность работы каталитического нейтрализатора. Это не всегда означает, что катализатор вышел из строя и требует немедленной дорогостоящей замены. Данный материал поможет разобраться в сути проблемы, методах ее диагностики и альтернативных способах решения.
Ошибка с кодом P0420 расшифровывается как «Low Catalyst Efficiency» или «Низкая эффективность каталитического нейтрализатора банка 1». Чтобы понять ее суть, необходимо знать принцип работы системы выхлопа.
Современные автомобили оснащены двумя кислородными датчиками (лямбда-зондами):
ЭБУ постоянно сравнивает сигналы с обоих датчиков. Исправный катализатор активно дожигает остатки топлива и вредные газы, поэтому сигнал с второго датчика является гораздо более стабильным и с низкой амплитудой, по сравнению с сигналом первого датчика. Если же ЭБУ видит, что сигналы обоих датчиков становятся похожими (то есть задний датчик начинает так же быстро менять напряжение, как и передний), он делает вывод, что катализатор перестал справляться со своей работой и зажигает ошибку P0420.
Появление этого кода может быть вызвано множеством причин, которые можно разделить на три основные категории.
Прежде чем рассматривать варианты решения, необходимо провести тщательную диагностику, чтобы точно выявить корень проблемы.
Это ключевой этап диагностики. Необходимо с помощью мотор-тестера или осциллографа посмотреть графики напряжения обоих датчиков.
Параметр
Исправный катализатор
Неисправный катализатор
Сигнал датчика B1S1 (до катализатора)
Постоянно меняется в диапазоне 0.1-0.9 В (хаотичная синусоида)
Постоянно меняется в диапазоне 0.1-0.9 В
Сигнал датчика B1S2 (после катализатора)
Стабильная прямая линия или с малой амплитудой (~0.6-0.7 В)
Начинает повторять сигнал первого датчика (большая амплитуда, хаотичные колебания)
Частота переключения
Задний датчик переключается в 3-10 раз реже переднего
Частота переключения обоих датчиков практически одинаковая
Если графики обоих датчиков практически идентичны — катализатор не работает. Если график заднего датчика хоть и не идеально ровный, но все же сильно отличается от переднего (меняется плавно и с большой задержкой), причина, скорее всего, в другом.
Если диагностика подтвердила, что проблема именно в самом катализаторе, его замена — не единственный выход. Существуют альтернативные, более бюджетные решения.
Это самый корректный и современный способ, при условии его качественного выполнения.
Это механический способ "обмана" второго лямбда-зонда.
Более продвинутый, но и более сложный способ обхода.
Это кардинальное механическое решение.
Ошибка P0420 — это серьезный сигнал, который требует внимательной диагностики. Не спешите сразу менять катализатор. Начните с проверки состояния двигателя и кислородных датчиков. Если виновником окажется изношенный катализатор, взвесьте все за и против каждого из альтернативных методов. Наиболее грамотным и надежным решением является связка удаление катализатора + качественная программное отключение второго кислородного датчика. Это вернет автомобилю работоспособность, сохранит мощность и избавит от повторного появления ошибки.