Катализатор автомобиля является ключевым компонентом выхлопной системы, ответственным за очистку выхлопных газов от вредных соединений перед их выбросом в атмосферу. Далеко не каждый водитель имеет полное представление об устройстве автомобиля в целом, и выхлопная система часто представляется сложной и непонятной. Если водителю доведется столкнуться с поломкой катализатора, то ему придется изучить его устройство, структуру и понять, почему замена такого компонента обходится весьма дорого.
Катализатор предназначен для уменьшения выброса токсичных газов в атмосферу через выхлопную систему двигателя внутреннего сгорания. Эта инновационная разработка уменьшает загрязнение окружающей среды автомобилями, однако не на 100%, так как он функционирует полностью только при разогретом до предела двигателе. В течение первых минут работы автомобиля после запуска ключа зажигания выбросы в атмосферу остаются на том же уровне, что и без катализатора. Катализатор действует как фильтр, что приводит к его постепенному засорению, и в конечном итоге он выходит из строя. Водителям приходится заменять старый катализатор на новый. Таким образом, возникает вопрос: какой катализатор выбрать?
Катализатор в химии – это вещество, способное ускорять или вызывать химическую реакцию, не расходуясь при этом само. В качестве катализаторов часто выступают никель, палладий, золото, родий, хром, медь, а также многие редкие и драгоценные металлы.
При работе двигателя автомобиля образуются выхлопные газы, которые проникают в выпускной коллектор и затем попадают в каталитический преобразователь. Выхлопные газы содержат токсичные вещества, которые проникают сквозь структуру блока. Катализаторы в преобразователе стимулируют химические реакции, в результате которых вредные вещества превращаются в безопасные соединения.
В современных каталитических преобразователях применяются два вида катализаторов: окисляющий, содержащий платину и палладий, а также восстанавливающий, содержащий платину и родий. Как результат химической реакции в катализаторе образуется азот, вода и углекислый газ.
На сегодняшний день выпускается несколько типов катализаторов:
Каждый требуется рассмотреть более подробно.
Внутри корпуса катализатора находятся керамические соты, которые отличаются своей хрупкостью. Даже малейшие механические повреждения, вызванные ударами о неровности дороги, могут привести к выходу из строя или поломке катализатора. Соты также могут трескаться от воздействия очень холодной воды, например, при попадании автомобиля в глубокую лужу. В определенных компаниях могут отказать в приеме поврежденных катализаторов, особенно если их корпус также поврежден.
Тем не менее, керамические катализаторы проявляют отличные характеристики при очистке отработанных газов благодаря своей сложной внутренней структуре с сотами и решетчатой конструкцией, при этом их цена относительно невысока.
Если возникнет желание сдать используемый керамический катализатор в компанию, занимающуюся покупкой подержанных нейтрализаторов, то его стоимость будет значительно ниже, чем у металлических аналогов.
Этот устройство имеет металлическую конструкцию, что обеспечивает ему высокую прочность, долговечность и устойчивость к физическим и механическим воздействиям, в отличие от керамических блоков. Эти свойства делают его более дорогим по сравнению с керамическими блоками.
Внутри катализатора находятся металлические соты неправильной формы, которые завиваются в спираль.
Частые причины выхода из строя таких катализаторов - использование низкокачественного топлива или истечение срока службы. Они также устойчивы к низкокачественной дорожной поверхности.
Даже использованные металлические катализаторы имеют высокую стоимость, их охотно выкупают специализированные компании, работающие с утилизацией. Вышедший из строя блок можно извлечь и сдать, заработанные деньги можно использовать на покупку нового блока.
Эти устройства применяются для автомобилей, которые используют дизельное топливо. Их внешний вид очень похож на керамические катализаторы: внутренняя структура содержит ячейки, которые покрываются драгоценными металлами платиновой группы.
Отличительной особенностью дизельных катализаторов является то, что они не так эффективно очищают выбросы, так как дизельные двигатели работают при более низких температурах, а для работы катализатора требуется более высокая. Сажевые фильтры имеют ограниченный срок службы, поэтому важно, чтобы владелец автомобиля следил за тем, когда происходит повышение расхода топлива и масла, чтобы определить начало разрушения катализатора.
Если катализатор сломался, нужно сдать его на переработку. В настоящее время множество компаний занимаются приемкой и переработкой, поэтому проблем с сдачей не возникнет. Есть возможность заработать на поломке катализатора, что является возможностью приобрести новый блок катализатора для замены отработанного.