Виды автомобильных катализаторов: типы и особенности

Катализатор автомобиля является ключевым компонентом выхлопной системы, ответственным за очистку выхлопных газов от вредных соединений перед их выбросом в атмосферу. Далеко не каждый водитель имеет полное представление об устройстве автомобиля в целом, и выхлопная система часто представляется сложной и непонятной. Если водителю доведется столкнуться с поломкой катализатора, то ему придется изучить его устройство, структуру и понять, почему замена такого компонента обходится весьма дорого.

Особенности

Катализатор предназначен для уменьшения выброса токсичных газов в атмосферу через выхлопную систему двигателя внутреннего сгорания. Эта инновационная разработка уменьшает загрязнение окружающей среды автомобилями, однако не на 100%, так как он функционирует полностью только при разогретом до предела двигателе. В течение первых минут работы автомобиля после запуска ключа зажигания выбросы в атмосферу остаются на том же уровне, что и без катализатора. Катализатор действует как фильтр, что приводит к его постепенному засорению, и в конечном итоге он выходит из строя. Водителям приходится заменять старый катализатор на новый. Таким образом, возникает вопрос: какой катализатор выбрать?

Принцип работы

Катализатор в химии – это вещество, способное ускорять или вызывать химическую реакцию, не расходуясь при этом само. В качестве катализаторов часто выступают никель, палладий, золото, родий, хром, медь, а также многие редкие и драгоценные металлы.

При работе двигателя автомобиля образуются выхлопные газы, которые проникают в выпускной коллектор и затем попадают в каталитический преобразователь. Выхлопные газы содержат токсичные вещества, которые проникают сквозь структуру блока. Катализаторы в преобразователе стимулируют химические реакции, в результате которых вредные вещества превращаются в безопасные соединения.

В современных каталитических преобразователях применяются два вида катализаторов: окисляющий, содержащий платину и палладий, а также восстанавливающий, содержащий платину и родий. Как результат химической реакции в катализаторе образуется азот, вода и углекислый газ.

 

На сегодняшний день выпускается несколько типов катализаторов:

Металлический;

Керамический;

Сажевый.

Каждый требуется рассмотреть более подробно.

Керамический катализатор

Внутри корпуса катализатора находятся керамические соты, которые отличаются своей хрупкостью. Даже малейшие механические повреждения, вызванные ударами о неровности дороги, могут привести к выходу из строя или поломке катализатора. Соты также могут трескаться от воздействия очень холодной воды, например, при попадании автомобиля в глубокую лужу. В определенных компаниях могут отказать в приеме поврежденных катализаторов, особенно если их корпус также поврежден.

Тем не менее, керамические катализаторы проявляют отличные характеристики при очистке отработанных газов благодаря своей сложной внутренней структуре с сотами и решетчатой конструкцией, при этом их цена относительно невысока.

Если возникнет желание сдать используемый керамический катализатор в компанию, занимающуюся покупкой подержанных нейтрализаторов, то его стоимость будет значительно ниже, чем у металлических аналогов.

Металлический катализатор

Этот устройство имеет металлическую конструкцию, что обеспечивает ему высокую прочность, долговечность и устойчивость к физическим и механическим воздействиям, в отличие от керамических блоков. Эти свойства делают его более дорогим по сравнению с керамическими блоками.

Внутри катализатора находятся металлические соты неправильной формы, которые завиваются в спираль.

Частые причины выхода из строя таких катализаторов - использование низкокачественного топлива или истечение срока службы. Они также устойчивы к низкокачественной дорожной поверхности.

Даже использованные металлические катализаторы имеют высокую стоимость, их охотно выкупают специализированные компании, работающие с утилизацией. Вышедший из строя блок можно извлечь и сдать, заработанные деньги можно использовать на покупку нового блока.

Сажевый фильтр

Эти устройства применяются для автомобилей, которые используют дизельное топливо. Их внешний вид очень похож на керамические катализаторы: внутренняя структура содержит ячейки, которые покрываются драгоценными металлами платиновой группы.

 

Отличительной особенностью дизельных катализаторов является то, что они не так эффективно очищают выбросы, так как дизельные двигатели работают при более низких температурах, а для работы катализатора требуется более высокая. Сажевые фильтры имеют ограниченный срок службы, поэтому важно, чтобы владелец автомобиля следил за тем, когда происходит повышение расхода топлива и масла, чтобы определить начало разрушения катализатора.

Неисправный катализатор: что с ним делать?

Если катализатор сломался, нужно сдать его на переработку. В настоящее время множество компаний занимаются приемкой и переработкой, поэтому проблем с сдачей не возникнет. Есть возможность заработать на поломке катализатора, что является возможностью приобрести новый блок катализатора для замены отработанного.

Влияние качества топлива на срок службы катализатора

Качество топлива играет важную роль в долговечности катализатора. Низкокачественное топливо с высоким содержанием серы, примесей и других вредных веществ ускоряет процесс засорения сот и разрушения покрытия драгоценными металлами. Это особенно актуально для современных автомобилей, где катализаторы работают в условиях высокой температуры и давления. Использование рекомендованных производителем марок топлива помогает продлить срок службы устройства и снизить затраты на его замену.

Как выбрать качественное топливо:

Покупка на проверенных АЗС. Заправляйтесь только на станциях с хорошей репутацией.

Регулярное техническое обслуживание. Меняйте топливные фильтры, чтобы минимизировать попадание загрязнений.

Добавки и присадки. Используйте только те, которые рекомендованы автопроизводителем, чтобы избежать засорения катализатора.

Альтернативы замене катализатора

Если замена катализатора кажется слишком затратной, можно рассмотреть несколько альтернативных вариантов. Однако стоит учитывать, что они могут повлиять на экологические характеристики автомобиля и его соответствие нормам.

Установка пламегасителя

Пламегаситель заменяет катализатор и уменьшает сопротивление выхлопных газов, что может незначительно улучшить мощность двигателя. Однако установка такого устройства запрещена во многих странах, так как она ухудшает экологические показатели автомобиля.

Промывка катализатора

В некоторых случаях можно продлить срок службы катализатора путем его промывки. Для этого применяются химические составы, которые удаляют накопившиеся загрязнения. Однако этот метод эффективен только на ранних стадиях загрязнения.

Удаление катализатора

Удаление катализатора и установка обманки кислородного датчика – еще один способ, применяемый для уменьшения затрат. Но это приводит к увеличению выбросов и может повлечь штрафы за несоответствие экологическим стандартам.

Современные технологии и инновации

Современные технологии позволяют значительно улучшить характеристики катализаторов, делая их более долговечными и эффективными. Например, нанотехнологии помогают сократить использование драгоценных металлов без потери эффективности. Некоторые автопроизводители разрабатывают катализаторы с гибридными покрытиями, которые устойчивы к перегреву и механическим повреждениям.

Электронные катализаторы

Это инновационное решение, которое использует электрические импульсы для ускорения химических реакций. Они могут работать в широком диапазоне температур, что делает их идеальными для холодного климата и городских условий.

Экологическая ответственность и переработка катализаторов

Сдача неисправного катализатора в специализированные компании не только приносит материальную выгоду, но и помогает снизить нагрузку на окружающую среду. Переработка позволяет извлечь драгоценные металлы, которые могут быть использованы повторно.

Советы по переработке:

Проверяйте лицензии компаний. Убедитесь, что организация имеет разрешение на переработку.

Сравнивайте цены. Разные компании могут предлагать различную стоимость за килограмм материалов.

Соблюдайте экологические нормы. Не выбрасывайте катализатор на свалку – это вредит природе.

Заключение

Катализатор – это не просто часть выхлопной системы, а важный элемент, влияющий на экологичность и производительность автомобиля. Понимание принципов его работы, грамотный выбор топлива и регулярное обслуживание помогут продлить срок службы устройства и минимизировать затраты. Если же катализатор выходит из строя, его переработка становится не только экономически выгодным, но и экологически ответственным решением.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен