Зачем утилизируют катализаторы? Этапы и способы

Автомобильный катализатор представляет собой сложное устройство, которое предназначено для очистки выхлопных газов, которые выделяются автомобилем во время движения. Процесс повторной переработки катализаторов представляет собой сложный процесс, включающий как химические, так и технические аспекты. Существуют определенные аспекты, касающиеся методов и целей проведения повторной переработки катализаторов, а также вопросов относительно того, куда можно продать использованные детали для последующей переработки.

ПЕРЕРАБОТКА КАТАЛИЗАТОРОВ НЕОБХОДИМА

Катализатор в автомобиле – это система, которая занимается очисткой и уменьшением токсичности выбросов. Его целью является снижение негативного влияния автомобильных газов на окружающую среду и озоновый слой. Для изготовления катализатора используется мелкопористая керамика, содержащая внутри множество отдельных ячеек, собранных в форме сот пчелы и заключенных в металлическую оболочку. Катализатор установлен непосредственно перед выхлопной трубой, поэтому все отработанные газы проходят через него для очистки перед выбросом наружу.

Этот автокатализатор функционирует благодаря использованию благородных металлов-нейтрализаторов, которые вступают в реакцию с токсичными веществами, преобразуя их в безвредные, что позволяет очистить выбросы. Степень очистки составляет 98%.

Из-за различных причин катализаторы со временем выходят из строя, включая повреждения, износ, попадание воды, масла, а также перегрев, приводящий к засорению ячеек. Катализатор невозможно отремонтировать, его приходится заменять новым, что обуславливает высокую стоимость из-за содержащихся в нем драгоценных металлов. Однако можно сдать старый катализатор на переработку и получить некоторую денежную компенсацию, что также приносит пользу владельцам автомобилей.

ЗАЧЕМ СДАВАТЬ НА ПЕРЕРАБОТКУ

Причины сдачи катализаторов для вторичной переработки:

  • Они не могут быть выброшены на свалку из-за наличия токсичных веществ, которые могут серьезно навредить окружающей среде, загрязнять воздух и грунтовые воды.
  • Нейтрализаторы имеют очень долгий срок распада.
  • Соты катализаторов содержат драгоценные металлы, чья ценность значительно превышает золото.
  • Приблизительно 80% сырья для производства новых катализаторов можно получить через вторичную переработку старых.
  • Владелец получает 75% стоимости извлеченных драгоценных металлов.

ЭТАПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ

Процесс переработки катализаторов проходит в несколько этапов:

  • Извлекается и взвешивается керамическая сердцевина.
  • Для разрезания металлической оболочки керамического блока применяются пневматические ножницы.
  • Проводится первичный анализ количества и состава драгметаллов с помощью специального прибора.
  • Компоненты сортируются по категориям в зависимости от состава напыления.
  • Подготавливаются и взвешиваются части нейтрализатора.
  • Выполняется помол и гомогенизация в специальной мельнице.
  • Снимаются пробы из получившейся массы, после чего они истираются в порошок мелкой фракции.
  • Получаются точные сведения о составе пробы и концентрации металлов в ней.
  • Владельцу выдается заключение с результатами оценки, и производится оплата сданной запчасти.
  • Отделяются драгметаллы.

ЦЕНА КАТАЛИЗАТОРА

Есть несколько параметров, от которых зависит стоимость катализатора, сданного на переработку: 

  • Содержание драгметаллов и их композиция. Палладий и платина легче в обработке и содержатся в напылении в больших количествах по сравнению с родием.
  • Физические повреждения и их влияние на стоимость детали. Наличие очевидных дефектов снижает цену компонента. Также важна роль типа поломки - конвертер, залитый маслом или водой, может быть отклонен.
  • Объем двигателя. Чем больше объем, тем больше топливно-воздушной смеси сгорает. Это приводит к увеличению объема токсичных выбросов, увеличению размеров и массы конвертера, а также увеличению количества драгметаллов.
  • Тип и качество используемого топлива.
  • Происхождение детали. Местные катализаторы менее затратные, поскольку содержат меньше драгметаллов и хуже по качеству.
  • Срок службы детали и год выпуска автомобиля. С каждым годом ужесточаются экологические стандарты, что приводит к увеличению толщины слоя напыления палладиевых металлов на новых запчастях.
  • Стиль вождения и условия эксплуатации автомобиля.

СПОСОБЫ ДОБЫЧИ ДРАГМЕТАЛЛОВ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ

Для извлечения каждого драгметалла используется подходящий способ:

  • Палладий: фторирование, электрохимическое обезжелезивание, гидрохлорирование, применение "Царской водки";
  • Платина: выщелачивание окислителями, использование "Царской водки";
  • Родий: аффинаж (выщелачивание), гидрохлорирование.

АФФИНАЖ (ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ) С ПОМОЩЬЮ ОКИСЛИТЕЛЕЙ

Этот метод предполагает введение сырья в форме суспензии или порошка в смесь из концентрата кислот: соляной и азотной. Понадобится несколько дней, чтобы эти кислоты растворили все, кроме драгоценных металлов. Можно также поместить деталь целиком на решетчатую сетку, обработать ее парами соляной кислоты, чтобы она проникла в ячейки и разрушила их.

ГИДРОХЛОРИРОВАНИЕ

Получение ценных металлов осуществляется путем погружения сырья в водный раствор и последующей обработки хлором. При таком методе палладий или платина образуют устойчивые кислоты, которые затем можно извлечь.

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Для данной обработки применяются методы травления и оксидации. Деталь помещается в специальный контейнер с раствором, затем проводник передает напряжение от источника питания. В результате этих процедур происходит удаление цветных металлов и сохранение металлов платиновой группы.

ФТОРИРОВАНИЕ

Деталь нагревается до 500 градусов, после чего подвергается воздействию фтора. В результате возможно получение палладия с присутствием фтора.

МЕТОД «ЦАРСКОЙ ВОДКИ»

Этот метод характеризуется низкими потерями палладия и платины. Сначала концентрат с ценными металлами обрабатывается царской водкой, что приводит к образованию осадка в форме солей, затем проводится обработка хлористым аммонием. После осаждения осадка его можно отфильтровать и восстановить до металлической формы, затем производится обработка раствором муравьиной или соляной кислоты. Дальнейшая промывка и сушка при температуре 100 градусов позволяют получить чистый благородный металл с минимальными потерями.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДРАГМЕТАЛЛОВ В ПРОЦЕНТАХ

Для проведения анализа используется специализированное оборудование - рентгенофлуоресцентный анализатор. Он способен детектировать даже самые незначительные количества химических элементов, предоставляя достоверный и точный результат. Для работы с устройством не требуется особая подготовка.

Методика анализа основана на регистрации спектра, полученного в результате облучения образца рентгеновским излучением, и его последующем анализе. Атомы испускают излучение в виде фотонов. Анализатор обрабатывает эти данные, сравнивая их с эталонными показателями в своей библиотеке, и выводит результат о металлических составах и их концентрациях.

ПРИЕМ ОТРАБОТАННЫХ КАТАЛИЗАТОРОВ

Стоимость иностранных автомобильных катализаторов обычно колеблется от 5 до 20 тысяч рублей, в то время как отечественные катализаторы продаются по цене от 500 до 4000 рублей. Цена за грамм рассчитывается на основе цен на металлы, установленных на Лондонской бирже. При покупке, скупщики обычно устанавливают комиссию, составляющую примерно 30% от общей стоимости металлов. На автомобилях японских и немецких марок устанавливаются более дорогие катализаторы.

Различные перерабатывающие компании принимают катализаторы по весу, поэтому продажа оптом гораздо более выгодна. В Москве скупщики предлагают самые выгодные цены, в то время как цены дальше от столицы обычно ниже. Многие автосервисы заинтересованы в привлечении клиентов и могут направлять своих сотрудников за катализаторами. Кроме того, катализаторы могут быть сданы в специализированных пунктах.

 
x
Обратный звонок
Оставьте ваш номер телефона, и мы вам перезвоним как можно быстрее
 
Ваш запрос отправлен